История происхождения купальника теряется в столетиях. Фрески, датированные IV веком до нашей эры, свидетельствуют о том, что уже древние гречанки предавались водным процедурам в одеяниях, силуэты которых были очень похожи на современный купальник. К сожалению, с падением Римской империи водные виды спорта и плавание надолго вышли из моды.
Вплоть до середины XIX столетия, европейские мужчины и женщины купались на разных пляжах, да и само купание представляло собой быстрое погружение в воду и скорейшее возвращение на берег. В начале 20 века врачи активно убеждали, что купание в океане полезно, и курорты стали излюбленным местом отдыха богачей. Богатые европейцы отдыхали на французской Ривьере, а состоятельные американцы на восточном берегу во Флориде. Пляжный наряд был просто необходим, в высшем свете. А вскоре для благородных дам были изобретены пляжные домики. Лошадь ввозила домик в воду, и дама могла купаться в дали, от посторонних глаз.
Дамский костюм для купания конца XIX века представлял собой длинное фланелевое платье, открывавшее солнцу лишь щиколотку. Скромные женщины пытались максимально прикрыться от посторонних глаз, поэтому к нарядам, в которых они купались, слово купальник в его современном понимании подходило меньше всего. При этом на женщине была надеты: корсет, панталоны, нижнее бельё, и даже чулки. Плавать в таком одеянии было невозможно.
Самое интересное в жизни женского купального костюма началось в XX веке. Во время первой мировой войны женщинам пришлось заменить мужчин на тяжелой работе, это их сделало самостоятельными, и дало свободу выбора. В 1907 году австралийскую спортсменку по плаванию Аннет Келлерман арестовали в США за чрезмерно смелый купальник. «Смелый» купальник представлял собой комбинезон, больше похожий на трико – из плотного хлопка черного цвета. Тем не менее, три года спустя такой вариант купальника для женщин был официально принят общественностью и начал свою эволюцию.
В 1913 году Карл Янсон создал первый эластичный купальный костюм. Он был сделан из шерсти и отделан швом-рубчиком, как манжеты свитеров. Купальник был легким, но в воде разбухал и весел почти 3.5 кг. В таком купальнике вполне можно было утонуть. Чтобы купальный костюм был одновременно эластичный и водонепроницаемый, в ткань добавили резину, но и с этим материалом были проблемы, в соленой воде он линял и терял форму.
В начале 20-х годов купальник фактически приобрел черты одежды унисекс. Вырез стал глубже, а рукава исчезли совсем. В воде девушку было трудно отличить от юноши.
Стройное женское тело, упакованное в купальник - «футляр» - бомбу 30-х годов прошлого столетия – сводило с ума не одно поколение мужчин. Это оружие в свое время с успехом использовала Мэрилин Монро, носившая купальники – чехлы, несмотря ни на какие прихоти моды.
В 1940-е годы парижский модельер Жак Хайм создал новую линию купальников, которые остроумно назвал – атомом. В них впервые была открыта диафрагма. Чтобы удачно прорекламировать свое творение, Хейм нанимал самолет, который летал по всему Каннскому побережью с баннером: Атом - самый маленький в мире купальник. Изобретение Жака Хайма понравилась потребителям и купальники с объемными шортиками довольно быстро утвердились в гардеробе модниц.
Десятилетие за десятилетием материал купальника становился тоньше, расцветка - ярче, а силуэт – сексуальнее. Правда, несмотря на все старания модельеров, купальник упорно оставался максимально закрытым. Так продолжалось до 5 июля 1946 года.
З0 июня 1946 года США впервые испытали атомную бомбу на острове Бикини в Тихом океане. А через несколько дней французский модельер Луи Реар запатентовал новый купальник – бикини, и продемонстрировал свое творение на показе мод в Париже. Рекламный слоган, сопровождавший выпуск новой модели использовал параллели между названием предыдущей модели, и ядерным распадом «Бикини — разделенный Атом!». Он думал что его новый купальник произведет эффект разорвавшейся бомбы на всех пляжах мира. Но никто не торопился приобретать его новшество.
В начале 50-х годов не только на подиуме, но и на пляже царил женственный силуэт Кристиана Диора. Эталоном считалась фигура а-ля «песочные часы», поэтому модельеры снова вернулись к силуэту с тонкой талией, пышными бедрами и грудью. Для этого был необходим корсет, и тогда было решено пояс-корсет вшивать в купальник. В это же время модельеры бились над вопросом, как сделать купальник более прилегающем. Купальники были достаточно удобными и не плохо прилегали, за счет правильного кроя, но наука всё же нашла лучшее решение: американская резиновая компания создала – латекс, самый подходящий материал для купания. Эластичное волокно латекса – это смесь шелка или хлопка с резиной. Этот материал оказался идеальным для изготовления купальников-корсетов начала 50-х.
К середине 50-х купальник – бикини постепенно стал набирать популярность. Значительный вклад в популяризацию бикини внесли кинозвезды, в частности Бриджит Бордо, во всю щеголявшая, в раздельном купальнике, на кинофестивале в Каннах.
Но не все радостно приняли бикини. Открытый купальник вызывал бурю негодования. Моралистов возмущало три кусочка материи, которые не оставляли место воображению. Факт появления бикини на публике был назван безумным.
Испания и Италия ввели запрет, на ношение бикини на общественных пляжах. Но вскоре его отменили, так как сдерживать рост популярности бикини стало невозможно. В ханжеской Америке бикини успешно сопротивлялись до начала 1960-х. Даже Анна Коул, известный дизайнер купальников из Филадельфии, сказала о бикини - «это уже за рамками приличия». Тем не менее, купальник – бикини стремительно завоевывал и Американское побережье, в особенности, благодаря модному в то время увлечению сёрфингом.
Бизнес Реара достиг своего пика. В своей рекламной кампании он пропагандировал уникальность бикини, объявляя, что костюм - двойка является подлинным бикини, лишь в том случае, если его можно протянуть через обручальное кольцо.
Запатентовав в 1946 году бикини Луи Реара, намного опередил свое время. То, что никто, не осмеливался одеть 10 лет назад, заполонило все пляжи. Купальник-бикини стал символом раскрепощения женщин 20 века.
В 60-е история купальника запомнилась тем, что в это время впервые появились комплекты из материала с нейлоном и лайкрой. Преимущество этого изобретения – состояло в том, что стало возможно создавать купальники любых фасонов, а самое главное – они не теряли форму при намокании, мгновенно высыхали и дольше сохраняли цвет.
Летом 1963 года корреспондент газеты Newsweek задал вопрос, появится ли лет через пятькупальники – топлес? Всего через год американский модельер Руди Гернрайх представил на суд публике, купальный костюм – монокини с открытой грудью. Но скандальное творение Гернрайха не стало сенсацией даже в бурные 60-е, люди не были готовы обнажаться. Бикини-топлес пришлись по вкусу лишь активным любителям загара.
В 70-е годы вернулась мода на естественные формы тела, а вместе с ней – и на купальники без чашечек и дополнительных подкладок в лифе. Пляжи всего мира заполнили длинноногие девушки в миниатюрных треугольниках, перехваченных на бедрах веревочками, а самые смелые решились надеть танги и стринги.
Что же сделало бикини таким популярным? Ответ очевиден. Впервые в жизни девушка смогла появиться на пляже, почти не скрывая своего тела, презрев все условности. Возможно, изобретение бикини можно расценивать, как зарождение эмансипации.
Сегодня бикини, максимально открытые или чуть более целомудренные, но неизменно состоящие из двух частей, продолжают оставаться культовым предметом одежды и для женщин, их надевающих, и для мужчин, на них смотрящих. Простой кусочек ткани, ставший шедевром – вечно молодое изобретение, которому в 2011 году исполнится 65 лет.